Суды должны учитывать, что при заключении мнимой сделки стороны стремятся правильно оформить все документы, не намереваясь при этом создать реальных правовых последствий сделки. ВС также напомнил, что при подозрении в аффилированности кредитора и должника суды должны применять повышенный стандарт доказывания.
В рамках дела о банкротстве ООО "ТВ-Альянс" ООО "Витта" обратилось в Арбитражный суд Москвы, чтобы включить 1,3 млрд рублей в реестр требований кредиторов.
Суд установил, что ООО "Гелика" (поставщик) и "ТВ-Альянс" заключили договор поставки комплектующих аудио-, видео- и бытовой техники. Далее "Гелика" (цедент) уступила ООО "Витта" (цессионарию) право требования по этому договору поставки на 1,3 млрд рублей, после чего "Витта" обратилась в суд.
Суды всех трех инстанций признали требование законным, посчитав поставку документально подтвержденной.
Кредитор "ТВ-Альянса" Райффайзенбанк оспорил эти решения в Верховном суде.
Поскольку признание каждого нового требования приводит к сокращению доли удовлетворения требований других кредиторов. Поэтому в деле о банкротстве установлен повышенный стандарт доказывания, что следует из определения.
Возражая против требования "Витты", Райффайзенбанк отмечал, что этот долг не отвечает свойству реальности, отметил ВС.
По данным банка, поставщик "Гелика" зарегистрирован по адресу массовой регистрации, он образовался за несколько месяцев до этих поставок при уставном капитале всего 300 тыс. рублей, при этом он не является производителем товаров, а в деле нет доказательств, что "Гелика" могла купить эту продукцию. Наконец, несмотря на большую дебиторскую задолженность по поставке, "Гелика" присоединилась к иному лицу, предварительно уступив долг "Витте", которая сама сейчас признана банкротом. Хотя уступка была произведена по номиналу, оплаты не последовало, а судьба поставленного имущества неизвестна (нет доказательств ни его реализации, ни нахождения у "ТВ-Альянса"). По мнению банка, сделка была мнимой.
Суды должны были запросить у кредитора дополнительные пояснения, чтобы опровергнуть эти доводы, но вместо этого посчитали, что подписание столь значительного количества товаросопроводительных документов не связано с мошенническими действиями, отметил ВС. По его мнению, суды не учли, что характерной особенностью мнимой сделки является то, что стороны стремятся правильно оформить все документы, не намереваясь при этом создать реальных правовых последствий.
Более того, Райффайзенбанк указал на аффилированность "ТВ-Альянса" и "Витты", которая предоставляла должнику свое имущество в залог для обеспечения кредита в банке.
Верховный суд отменил решения судов и вернул дело в первую инстанцию, указав, что при новом рассмотрении суду следует учесть все изложенное, дать правовую оценку доводам банка об аффилированности кредитора и должника, а также оценить сделку, на которой основано требование "Витты", в том числе на предмет ее ничтожности.